О Цирке им. Юрия Никулина. Часть 65

Начало

 

Заметными и своеобразными были выступления иллюзионистов А. и Р. Сокол. Номера им помогали ставить режиссеры А. Птушко (известный киносказочник) и А. Арнольд. Аттракцион Соколова в чем-то повторял довоенные работы артистов Бертроф, о которых уже говорилось выше.

Иллюзия строилась на использовании достижений современной техники. Так, обычные зрители, поднеся к уху шапку или даже простой кулак, могли с их помощью разговаривать, как по телефону. Саму беседу разговаривающих в этот момент слышал весь зал.

Зрителям раздавались электролампы без проводов. По желанию участников шоу они загорались заказанным зрителями цветами. Конечно же, простая демонстрация достижений современной техники не могла вызвать большого зрительского интереса, однако работа иллюзионистов Сокол, а впоследствии и продолжившего их аттракцион сына Олега, заслуживала достаточного уважения.

Эти цирковые и многие другие были новаторами, пытавшимися привнести в цирк нечто новое, превратить его в площадку для пропаганды достижений науки. Имелось и множество других талантливых фокусников, правда, не все они могли попасть на московскую арену.

Еще одно интересное направление в российском цирке – силовые аттракционы. Один из таких номеров создал Н. Г. Жеребцов, начавший свой цирковой путь в качестве борца-профессионала. Он показал номер еще в 1946 году. Суть его состояла в следующем.

На народном гулянье в группе веселящихся людей появлялся широкоплечий человек в белой рубахе, подпоясанной шнурком. Гуляющие молодые люди узнавали пришедшего, ведь большего, чем он, силача нет во всей округе. Собравшиеся просили его показать свою удаль. Силач соглашался.

Демонстрируя свою силу, Жеребцов сгибал дугой металлический прут, ломал подкову, играл тяжеленой металлической штангой, как обычной палицей. Расходясь все больше, он предлагал пятнадцати девушкам забраться в стоящий на арене возок, и начинал тащить его по кругу. После этого силач сгибался, делая задний мост, а на его грудь ставили карусель. Затем в эту карусель садились желающие, которых находилось немало, и Жеребцов кружил их.

Завершал же свое выступление еще одним популярным трюком. Силач заходил на высокий помост, где наклонившись, надевал на плечи ремни с прикрепленной к ней платформой, на которой в это время находились два быка. Выпрямляясь, он некоторое время удерживал столь значительную тяжесть.

Известный аттракцион с использованием силы создал чемпион мира и рекордсмен Г. И. Новак со своими сыновьями. Еще в юности Григорий Ирмович работал в цирке акробатом, однако потом целиком посвятил себя спорту.

Участвуя в соревнованиях по тяжелой атлетике, он неоднократно становился чемпионом мира и ставил рекорды. Завершив спортивную карьеру, Новак вернулся в цирк, где к исполнению своих номеров привлек двух наследников, также отличавшихся недюжинной силой.

Подобных прецедентов мировой цирк еще не знал: в одном выступлении собирались невероятно сильные люди, которые испытывали на публике мощные физические нагрузки. Сам Новак-старший выходил на арену, перепоясанный чемпионской лентой, украшенной массой спортивных медалей. Такое зрелищное появление человека-атлета очень впечатляло зрителей.

Сыновья силача с необыкновенной грациозностью начинали разминаться с тяжелой штангой, после чего переходили к переброскам не менее тяжелой гирей. Это была действительно богатырская забава. Перебрасывая гирю, артисты демонстрировали все новые и новые приемы передачи ее партнеру. Под конец выступления Григорий Ирмович укладывался на специальную подушку, на ноги ему ставили трек, по которому, сидя на мотоциклах, ездили его сыновья.

Не меньшего внимания заслуживал и аттракцион, предложенный В. А. Волжанским. Окончив училище циркового искусства, он с братом и еще одним партнером-другом представлял акробатический номер, наполненный сложнейшими трюками. Через некоторое время артист стал выступать как соло-эквилибрист, демонстрируя возможности удержания грузов на одной руке, находясь в самых невероятных положениях.

Вскоре Владимир Александрович организовал группу мастеров каучука – артистов, демонстрирующих поразительную гибкость тела, и команду мастеров эквилибристики. Он создал номер, названный метко «Люди-лягушки». Выступавшие в нем артисты надевали специальные костюмы и маски, делавшие их похожими на лягушек. Арена оформлялась соответствующим образом.

Будучи человеком творческим, В. А. Волжанский постоянно пытался создавать новые постановочные номера. К примеру, он предложил публике представление с участием канатоходцев. В нем он задействовал, помимо партнеров, еще и жену с двумя своими детьми. Ничего подобного мировой цирк еще не знал. Артисты работали на канатах, которые были натянуты не только параллельно земле, но и под углом к ней. Выступление сопровождалось музыкой из произведений А. Н. Скрябина.

Оно было построено на исключительной ловкости участников. Артисты устремлялись под купол, поднимаясь все выше по канатам, добираться, словно, до самого космоса. Создавалось такое ощущение за счет высокого уровня актерского мастерства и применения уже достаточно совершенных технологий цирковой эквилибристики.

В процессе работы менялась конфигурация канатов. При помощи особого приспособления натянутая параллельно земле толстая веревка поднималась, оказываясь уже под углом. Поначалу туго натянутый канат специально ослаблялся для различных раскачиваний, но затем снова натягивался для подъема эквилибриста под самый купол. После такого действа артист спиной вперед стремительно съезжал вниз.

Поставив на голову доску, где находились две партнерши, эквилибрист проходил по наклонному канату. Апофеозом номера была установка на канат трамплина, от которого старший Волжанский, встав на ролики, и скатившись, отталкивался. Описав в воздухе дугу, он приходил на мостик.

Создание столь уникального номера было высоко оценено в стране. Владимир Александрович был первым цирковым артистом, удостоенным Государственной премии СССР. После кончины Волжанского его номер возглавила дочь Марианна Владимировна. Аттракцион с уходом великого циркового артиста несколько потускнел, сложность и разнообразие трюков были утрачены, но актерская выразительность все же оставалась на высоте.

От мировых достижений в Москве не отказывались. Регулярно приглашали на гастроли труппы из Китая, Франции, США. Артисты мирового уровня пользовались заслуженным успехом. Московский цирк легко подхватывал и осваивал лучшее из того, что появлялось в цирковом искусстве мира, создавая при этом собственные уникальные традиции и технологии.

 

Продолжение

arrow-down-sign-to-navigate cannon checked circular-clock-tool circus-monkey circus-ring circus-tent clown-with-hat delivery-truck double-left-chevron email face-paints flag invoice menu phone-call pin reviews-arrow right-arrow small-calendar thumb-up user zoom-in