О Цирке им. Юрия Никулина. Часть 63

Начало

 

Яки устраивали вальс на манеже, пугали зрителей, становясь передними ногами на барьер, а собаки делали на спинах этих животных сальто-мортале, или такой же прыжок, но уже на арену.

Русский цирк всегда славился дрессированными медведями. Московский не являлся исключением. Невозможно не упомянуть о наиболее знаменитых дрессировщиках и их уникальных номерах.

Принадлежавший к цирковому роду с более чем вековой историей Луиджи Безано предпочитал работать с гималайскими медведями. Они исполняли акробатические трюки, иногда даже вместе с укротителем. К примеру, один зверь передними лапами стоял на руках у дрессировщика. В это же время другой точно в такой же позе находился у дрессировщика на голове. Став на передние лапы, медведь задними крутил бочку. У Безано были также дрессированные медведи, которые играли в футбол и делали на батуте заднее сальто-мортале.

В. И. Филатов всю жизнь провел возле зверей. Еще его отец и дед были дрессировщиками львов и содержали зверинец. Свой путь укротителя Валентин Иванович начал в качестве ассистента у своего зятя А. Н. Корнилова, дрессировавшего слонов.

Еще в 1947 году режиссером И. Б. Немчинским было предложено Филатову придумать аттракцион «Медвежий детский сад», однако артист не согласился на это, утверждая, что такое название изначально ограничивает возможности медведей. Тогда Немчинский предложил другую идею, названную им «Медвежий цирк». В представлении были номера всех жанров. В постановках участвовала внушительная по числу участников группа дрессированных медведей.

Труппа состояла из порядка 30 зверей. Сначала на медвежьей тройке объезжал арену сам Филатов. Сразу после этого появлялся игравший роль коверного медведь Макс. Держа в своих лапах маленькую собачку, он проходил по барьеру манежа. Следующий зверь укладывался на антиподную подушку и крутил лапами штангу. На концах ее горели факелы. Рядом с этим четвероногим актером, держа в лапах огнетушитель, суетился медведь-пожарный.

Еще один хищник весьма ловко оперировал деревянной сигарой. Работая на арене, он пропускал ее через спину. Его напарник стоял на лестнице на одной лапе. Очень весело и с подлинным азартом проходил поединок на ринге, где два медведя боксировали, а бывший коверный Макс выступал в роли ассистента боксера, держа в лапах полотенце и ведро.

Звери лихо ездили по арене на самокатах, отталкиваясь от пола одной лапой. Вслед за ними на манеж выезжали медведи-велосипедисты. Один из команды косолапых спортсменов поднимал упавший велосипед и вновь садился на него. Другой разъезжал на старинном велосипеде-пауке, у которого переднее колесо было очень большим, а заднее – маленьким.

Выступление заканчивалось выездом медведей на мотоциклах. Интересно, что когда в 1945 году у Филатова появилась идея подготовить группу медведей-мотоциклистов, специалисты подняли его на смех. Но уже через 4 года этот трюк был с восторгом встречен московской публикой.

Еще один филатовский питомец был ловким гимнастом, выступавшим на воздушной торпеде. В группе был даже медведь-наездник. Он сначала ездил на лошади, а затем слезал с нее, брал ее под уздцы и уводил на конюшню. Все медвежье представление сопровождалось остроумными комментариями, которые делал сам Филатов.

Сын фокусника и внук владельца балаганов Валентин Иванов на пару со своей партнершей подготовил к выступлениям группу дрессированных шимпанзе. Продолжала блистать на арене династия Дуровых.

Владимир и Юрий Дуровы, выступая, постоянно, добавляли что-то новое и по линии дрессировки, и по линии сатиры. Т. В. Дурова имела большую группу дрессированных животных, однако в Московском цирке она, кажется, не выступала. Не гастролировала в Москве и дочь Юрия Дурова – Наталья. Завершив обучение в Литературном институте, она выпустила несколько интересных книг о животных.

Впоследствии Наталья Юрьевна работала в цирке с морскими львами, а потом возглавила Театр зверей, в котором давались интересные представления. Все номера строились, исходя из принципов гуманной дрессировки.

Учитывая разнообразие содержащихся в зверинце у Дуровой животных, и репертуар здесь был чрезвычайно широк. Своих питомцев показывал в Москве Юрий Юрьевич Дуров, сын Юрия Владимировича. В последнее время его воспитанниками были три слона, с которыми дрессировщик добился значительных успехов.

Еще одну группу слонов из шести особей показывал А.Н. Корнилов в своем аттракционе «Слоны и танцовщицы». Впоследствии он передал животных своему сыну, от которого слоны перешли к членам уже его семьи.

Вместе с первоклассной дрессировкой публика видела на арене интересное театрализованное действие. В него было включено много комических элементов. По тем временам номер со слонами считался наиболее интересным в мире.

 

Продолжение

arrow-down-sign-to-navigate cannon checked circular-clock-tool circus-monkey circus-ring circus-tent clown-with-hat delivery-truck double-left-chevron email face-paints flag invoice menu phone-call pin reviews-arrow right-arrow small-calendar thumb-up user zoom-in