О Цирке им. Юрия Никулина. Часть 61

Начало

 

Традиционно для предотвращения скольжения животных на тумбе, их посыпали опилками. Однако любящий чистоту лев Тарзан смахивал их с тумбы. Опилки приносили снова, однако результат был тот же: зверь сгребал их на пол, да еще и недовольно рычал. Такая забавная картина, очень похожая на конфликт зверя и его укротителя, хорошо воспринималась публикой.

Другой пример. После окончания трюка «Пирамида» участвовавшие в нем львы садились на свои тумбы, за исключением одного непокорного. Он разваливался на арене, якобы намереваясь отдохнуть. К нему подходил самый большой лев и начинал тащить его за хвост, пытаясь «образумить».

Начинался следующий трюк, но непослушный зверь все так же лежал и не хотел идти к своей тумбе. На сердитые взгляды дрессировщика, его крики и щелканье бичом лев не обращал никакого внимания.

Решая задобрить «ослушника», дрессировщик давал тому кусок мяса, однако хитрый зверь съедал мясо и вновь укладывался на пол. Поняв, что так можно получить дармовое угощение, к паре подходил еще один лев, и ложился на пол рядом с первым.

Огромным успехом по-прежнему пользовались выступления знаменитой дрессировщицы М. П. Назаровой. Ее дорога в цирк началась еще в детстве, когда девочка, проживая в городе Пушкине, посещала кружки хореографии и юных натуралистов. С возрастом она доросла до профессиональной танцовщицы.

Потрудившись некоторое время в балетно-акробатическом ансамбле, будущая звезда цирка перешла в Московский областной театр оперетты. Позже она вышла замуж за очень известного дрессировщика К. А. Константиновского и долгое время работала в паре с ним.

Для популяризации циркового искусства в СССР было принято решение снимать фильмы, где по ходу действия требовались хищные животные. Это были «Опасные тропы» с Галиной Юдиной в главной роли и «Укротительница тигров» с Людмилой Касаткиной.

Актрисы наотрез отказывались работать с хищниками, и тогда К. А. Константиновский, который тогда помогал Эдеру, предложил свою жену Маргариту Назарову в качестве дублерши. К работе в новом амплуа Назарова готовилась три месяца. Результатом этого труда стал переход в цирк на постоянную работу.

У дрессировщицы был свой подход к работе. В ее номере тигры не просто сидели на тумбах. Они свободно разгуливали по площадке, а молодая женщина с ними кокетливо заигрывала.

Работая, звери перепрыгивали через плавающий широкий тоннель. Для премьера труппы Пурша, который был любимым артистом Назаровой, отводилась особая роль. Его усаживали за стол и наливали молоко, которое тигр выпивал. Затем на сковородке готовили яичницу. Тигр съедал и ее, а укротительница сердилась: как это яичницу можно есть без соли?

Работа Назаровой на арене с дикими животными была инновационной. В ней практически ничего не осталось от старого цирка, в котором животных устрашали. Да и сама укротительница представала перед зрителем в роли милой и кокетливой женщины.

К концу 50-х годов в семье цирковых дрессировщиков произошло профессиональное пополнение. Всплыло в афишах и буквально вспыхнуло новое имя - В. М. Запашного. Вальтер вышел из семьи цирковых гимнастов и некоторое время сам работал в акробатических номерах. Уже работая на арене, он параллельно учился и окончил Киевский институт физкультуры.

Запашный одновременно писал и скоро издал книгу, названную «Вольтижная акробатика». Начав создавать свой Театр зверей, Вальтер объединил вместе почти всех крупных кошачьих. В его группе были львы, тигры, леопарды, пантеры, пумы, гепарды и рыси.

В номерах укротителя рысь совсем по-заячьи била в барабан, тигры перепрыгивали навстречу друг другу с тумбы на тумбу, в то время как пантера проносилась над ними, перескакивая качели. Тигр вставал на задние лапы и пятился по арене, а через пирамиду из четырех крупных зверей (два льва и два тигра) прыгала пантера. Все трюки исполнялись в захватывающем бравурном темпе.

Сам Запашный ходил в черной с золотыми кистями рубахе. Легкий и подвижный, он, не забывая своей прежней профессии гимнаста, мог и перекувыркнуться время от времени. Вальтер старался все сложные трюки сочетать с шутками. Он мог подойти ко льву, что-то прошептать ему на ухо и начать от души смеяться. Лев в ответ также скалил зубы, будто услышал что-то очень забавное от своего «друга»-человека.

 

Продолжение

arrow-down-sign-to-navigate cannon checked circular-clock-tool circus-monkey circus-ring circus-tent clown-with-hat delivery-truck double-left-chevron email face-paints flag invoice menu phone-call pin reviews-arrow right-arrow small-calendar thumb-up user zoom-in