О Цирке им. Юрия Никулина. Часть 60

Начало

 

С учетом всего сказанного выше, становится очевидным, что в послевоенные голы в Московском цирке стали явственно проявляться качества подлинно творческого учреждения. В этом, безусловно, была большая заслуга режиссерского состава.

По устоявшейся традиции репертуар представлений составляли программы-дивертисменты, в которые входили разрозненные номера, обычно завершавшиеся аттракционом. При таком подходе представлял интерес перечень артистов, публикуемых в программах.

В первую очередь, надо рассмотреть аттракционы, особенно привлекавшие зрителей. Вернемся к уже упоминавшейся ранее И. Н. Бугримовой. Перспективная молодая дрессировщица со временем достигла в своей работе с хищниками феноменальных результатов.

Имея сначала небольшое количество хищников в группе, она постепенно увеличила ее до восьми особей, но и на этом не остановилась. Дрессировщица выходила на арену в стилизованном под охотничий наряд черном костюме, расшитом золотом. Он прекрасно гармонировал с ее черными волосами, оттенявшими красивое лицо.

Женщина в клетке со львами буквально поражала всех своим героизмом и романтичностью. Перед зрителями она была именно такой, какой ее и представляли во всевозможных романах и фильмах.

Во время выступления Бугримовой никто не мог устоять перед таким проявлением высокого мужества. В те моменты, когда хищники сходили с тумб, исполняя приказы своей дрессировщицы, у публики невольно возникало чувство гордости за прекрасную женщину, осмелившуюся подчинить этих царственных животных.

Блестяще выглядела сцена индивидуального противоборства со львом, когда хищник, будто бы отказываясь исполнять приказания, рычал на дрессировщицу. Ирина Бугримова становилась рядом с ним, практически глядя ему в глаза. Зверь потягивался, затем отворачивался и, делая вид, что очень утомился, нехотя отправлялся исполнять приказ.

Заботясь о совершенствовании своих выступлений, Бугримова создала несколько абсолютно новых, никогда ранее не исполнявшихся трюков. Так, для одного из них от арены до верха клетки протягивались под острым углом два каната. По ним начинал подниматься лев. Это была работа высшей степени сложности.

В другом трюке дрессировщица вместе со львом качалась на качелях, взлетая со зверем едва ли не под самый купол. В третьем – цепочка из пяти львов проходила по высоко поставленному бревну. У публики захватывало дух.

Строгая дисциплина царила и в клетке. Без приказания Бугримовой ни один из ее питомцев не мог покинуть свое место. Это было дополнительным доказательством дрессировки высочайшего класса.

Ранее упоминавшийся партнер Бугримовой, А. Н. Буслаев, также, будучи творческим человеком, создал собственный номер со львами. В нем принимала участие его новая партнерша Т. Н. Байдалина. Для осуществления постановки дрессировщик предложил клетку нового образца. При нажатии электриком кнопки клетка, сложенная гармошкой, объезжала по специальному желобу барьер арены.

Главное, конечно, происходило внутри. Байдалина, рассадив на тумбах львов, заставляла их проделывать различные трюки. Потом в клетке появлялись четыре прекрасные лошади с наброшенными на них попонами.

Животные оббегали вокруг тумб со львами и останавливались возле них. Потом по приказу дрессировщика они начинали выполнять различные движения: ложились, вставали, вальсировали.

Львы, т. е. хищники, являющиеся в природе прямыми врагами лошадей, оказывались совсем рядом с ними, но даже этого дрессировщикам было мало. По их приказу хищники запрыгивали на спины лошадей, а те, прогнувшись немного под такой тяжестью, начинали бегать вдоль клетки, переходя от рыси к галопу.

Еще один укротитель, А. Н. Александров-Федотов, начал работать с тиграми, прекратив работу с леопардами. Он, как и Буслаев, переделал клетку, заменив ее тяжелые прутья сеткой из стальной проволоки. Стремясь придать своему выступлению максимальную динамику, он включил в свой номер большое число прыжков через препятствия.

Александров-Федотов смог добиться эффекта проведения дрессировки, как бы происходившей на глазах у зрителей. Так, в один из моментов поднявшийся на задние лапы тигр наступал на дрессировщика и почти прижимал того к сетке. Когда казалось, что отступать уже попросту некуда, укротитель поднимал руку и подавал голос.

Услышав команду, тигр, опустившись на лапы, отступал назад. Этот конфликт между человеком и зверем был так мастерски разыгран, что вызывал у публики неизменный восторг.

Номер с белыми медведями показывал С. И. Синицкий. Его двенадцать животных образовывали пирамиды, катались на шаре, брали сырое мясо прямо изо рта дрессировщика, что вызывало неизменный восторг у зрителя.

Всех упомянутых мастеров, увы, уже относили к артистам старшего поколения. После войны, по прошествии определенного времени, а оно было непростое для всех, в цирк пришли молодые представители этой опасной профессии – дрессировщики нового формата.

Появился потомственный мастер дрессуры Владимир Борисов. В свое время со львами работал его отец, теперь же Борисов-младший продолжил династию. В его номере один из львов перепрыгивал с тумбы на тумбу, другой – проскакивал через заклеенное бумагой кольцо.

Стараясь не ограничиваться традиционным репертуаром, молодой дрессировщик постоянно придумывал нечто новое для своих представлений. Так, обратив внимание на бурную реакцию публики на трюки с комическим содержанием, он придумал аналогичный юмористический номер.

 

Продолжение

arrow-down-sign-to-navigate cannon checked circular-clock-tool circus-monkey circus-ring circus-tent clown-with-hat delivery-truck double-left-chevron email face-paints flag invoice menu phone-call pin reviews-arrow right-arrow small-calendar thumb-up user zoom-in